Беспрецедентное давление на Россию стимулировало масштабный переход к переустройству российской экономики и ее переориентации на новые рынки. Ключевой задачей в сложившихся условиях стало сплочение общества и государства в целях достижения суверенитета во всех сферах жизни, в том числе кадровой независимости российской экономики.
Определенная Президентом России цель по укреплению технологического суверенитета на протяжении этого года приняла характер масштабной и четко очерченной национальной задачи. Сегодня и государство, и общество едины в понимании того, что от успешного развития национальных производств и технологий зависят конкурентоспособность российской экономики и отечественных компаний, безопасность страны и благополучие каждого человека.
20 мая 2023 года была принята «Концепция технологического развития до 2030 года», в которой определяются основные вызовы, принципы и цели технологического развития страны. Главными целями, которых должна достичь страна до 2030 года, являются обеспечение национального контроля над воспроизводством критических142 и сквозных143 технологий, переход к инновационно ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы и технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем144.
По приблизительным подсчетам, на Российскую Федерацию было наложено более 16 тыс. ограничительных мер, которые призваны нанести сокрушительный удар государству.
Для оказания поддержки людям, предприятиям и регионам органами законодательной власти с начала специальной военной операции было принято ~ 200 федеральных законов более 300 мер поддержки
Источник: РИА Новости // В России с начала СВО приняли 192 закона для противодействия санкциям
Для сферы образования это определяет глобальный вызов — задачу создания межуровневых бесшовных программ подготовки инженерных кадров по всем уровням образования, для всех критических отраслей.
Эксперты Общественной палаты отмечают, что для этого должны быть решены несколько ключевых задач, связанных с повышением престижа инженерных профессий, формированием инженерно-технологической грамотности у педагогов и наставников, созданием инженерно-технологических кружков и комплексных механизмов профориентации, а также системы стимулирования привлечения кадров в инженерию и технологии.
Формированию у молодых людей навыков и компетенций, необходимых для обеспечения технологического лидерства, способствует реализация множества проектов, проведение конкурсов, олимпиад. Ярким примером подобного проекта является платформа «Россия — страна возможностей».
Платформа объединяет 26 конкурсов, проектов и олимпиад, каждый из которых имеет свою аудиторию и предлагает различные пути к успеху.
За 5 лет работы платформы участниками ее проектов стали 20 млн человек из всех регионов России и из 150 стран мира,
а партнерами — Более 1500 компаний, вузов, государственных и общественных организаций
Источник: Официальный сайт открытой платформы «Россия — страна возможностей» // АНО «Россия — страна возможностей» — О насСтремление России обеспечить технологическое лидерство сформировало закономерный общественный запрос на модернизацию образовательной системы. В 2023 году особое внимание было направлено на переосмысление и доработку учебных планов, улучшение качества школьной среды, повышение взаимодействия системы среднего профессионального образования и работодателей, подготовку прочной базы для развития у нового поколения технологических лидеров системы инженерного мышления.
До недавнего времени учебные программы, реализуемые в российских школах, носили рекомендательный характер, однако в 2023 году был разработан «золотой стандарт» обучения, который устанавливает обязательный минимум по основным школьным предметам. Кроме того, был разработан новый школьный учебник по истории России, введены занятия по профориентации для школьников, расширена программа предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
В процесс трансформации образовательной системы сегодня активно вовлекается и молодое поколение. Креативный и профессиональный ресурс молодежи в регионах страны используется в реализации проекта «Школа мечты», новый сезон которого стартовал в октябре 2023 года. Его задача — качественно улучшить результаты реализации Федеральной программы капремонта школ «Модернизация школьных систем образования»145. Это проект, в котором субъектам Российской Федерации предлагается наладить взаимодействие школ, вошедших в президентскую программу капремонта, с региональными университетами, готовящими будущих архитекторов и дизайнеров. Дизайн школьных пространств прорабатывают студенты, желающие помогать в решении социально значимых задач.
29 регионов, представляющие все федеральные округа страны, участвуют в реализации проекта: 40 учебных заведений и 121 школа
Яркими примерами реализации проекта «Школа мечты» являются школа «Точка будущего» в городе Иркутске146 и школа Global в городе Липецке147.
Образовательные нововведения поддерживаются сообществом родителей, об этом говорят данные социологических опросов.
89,9% опрошенных согласны с введением пункта о содействии добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, их участии в общественно полезном труде.
Вовлечением школьников и студентов в процесс изучения науки и новых технологий занимается Кружковое движение Национальной технической инициативы, которое также выступает организатором масштабной Национальной технологической олимпиады148.
Более 135 тыс. школьников и студентов из России и других стран приняли участие.
Победителями и призерами стали 374 учащихся школ и 101 студент. Школьники, вышедшие в финал каждого из 28 профилей, получили возможность поступить в университеты без вступительных экзаменов или со 100 баллами ЕГЭ по профильному предмету149.
Новый цикл 2023/24 года, реализующийся в настоящий момент, объединяет уже 52 профиля для студентов и школьников.
Одним из ключевых профориентационных проектов для школьников в текущем году стал федеральный проект «Билет в будущее», который создан для ранней профессиональной ориентации учеников 6–11-х классов и входит в федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».
Эксперты Общественной палаты отмечают, что обеспечение технологического суверенитета и кадрового потенциала страны и регионов в первую очередь должно опираться на систему массового общедоступного технологического образования в школах, обеспечивая базовое освоение компетенций и навыков, необходимых для развития суверенного высокотехнологичного производства, с учетом потребностей регионов.
более 1,5 млн участников 89 регионов 6 млн просмотров платформы в сети Интернет
Пример проекта, успешно реализующего такие задачи, — «Пространство технологического развития школьников». Проект позволяет регионам запустить урок «Технология» в соответствии с вызовами времени и потребностями реального сектора экономики, дает возможность школьникам осваивать такие компетенции, как аддитивные технологии, робототехника, системы передачи данных, беспилотные системы, на примере реальных производств региона, мотивируя детей на дальнейшую работу на местных предприятиях.
Проект «Пространство технологического развития школьников» был включен в топ-100 ежегодного Форума «Сильные идеи для нового времени — 2023» и поддержан АСИ и Общественной палатой как имеющий важное значение для развития кадрового потенциала страны в сфере инженерии151.
Среди системных профориентационных проектов важно также выделить инициативу «Большие вызовы» — всероссийский конкурс научно-технологических проектов для старшеклассников и студентов, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью152.
83 региона участвуют в конкурсе
Более 110 000 участников уже приняли вызов
Сегодня возрастает и роль общественных союзов и объединений, позволяющих тиражировать успешные практики и программы профильной технологической подготовки детей в рамках общего и дополнительного образования. Примером подобного объединения является Консорциум по развитию школьного инженерного-технологического образования153.
Участники Консорциума — 100 ведущих образовательных организаций из 25 регионов России, а также из республик Беларусь и Кыргызстан, осуществляющих углубленное изучение отдельных предметов и открывающих инженерные классы, призванные стать базисом формирования инженерных компетенций учащихся.
В настоящее время в России содержательную перезагрузку проходит и система среднего профессионального образования. Локомотивом этого процесса стал федеральный проект «Профессионалитет» — новый формат сотрудничества колледжей и работодателей в формате образовательно-производственных кластеров, реализующих интенсивные программы подготовки рабочих и специалистов среднего звена под конкретный заказ работодателей с их непосредственным участием.
220 образовательно-производственных кластеров 925 колледжей 68 регионов России 868,6 тыс. студентов
Вклад в решение задачи кадрового суверенитета эффективно вносят и чемпионаты профессионального мастерства. В рамках Всероссийского чемпионатного движения по профессиональному мастерству, которое пришло на смену ушедшего из России чемпионата WorldSkills, реализуются два ключевых мероприятия: всероссийский чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и «Чемпионат высоких технологий», задача которых — содействовать кадровому обеспечению отраслей экономики.
С 18 по 21 сентября в Великом Новгороде прошел финал Чемпионата высоких технологий.
Более 4 тыс. человек посетили мероприятия чемпионата, свыше 100 тыс. следили за событием в режиме онлайн.
170 конкурсантов из 32 регионов России и пяти иностранных государств — Азербайджана, Сирии, Индии, Ганы, Беларуси боролись за победу в финале.
Правильность выполнения конкурсных заданий проверяли 114 экспертов155
Участие в развитии отраслей экономики людей с ограниченными возможностями здоровья — фокус внимания чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс». В рамках деловой программы чемпионата в текущем году обсуждались вопросы профессиональной реабилитации ветеранов СВО.
более 2,5 тыс. человек посетили финал чемпионата.
За победу в финале соревновались 769 финалистов из 77 регионов России, в том числе из 4 новых субъектов Российской Федерации.
В открытых международных соревнованиях в рамках Национального чемпионата «Абилимпикс» состязались участники из 7 иностранных государств157.
Члены Общественной палаты неоднократно отмечали, насколько важно уделять внимание формированию среды, внутри которой школьники, студенты и молодые специалисты могут проявить себя и получить ценный опыт. Значимым современным проектом в этой области является Образовательный центр «Сириус», деятельность которого направлена на выявление, развитие и поддержку детей с выдающимися способностями в различных сферах158.
С другой стороны, для формирования и поддержания передовой образовательной системы важными составляющими являются и межведомственная интеграция, и коммуникация — именно эти направления реализуют Центр знаний «Машук» и Мастерская управления «Сенеж», занимающиеся подготовкой просветительских и управленческих кадров159.
В условиях масштабной трансформации экономики страны, актуализации запросов на технологический суверенитет России в российском обществе повышается значимость дополнительного образования и в целом непрерывности обучения. Это подтверждают результаты мониторинга ВЦИОМ.
Абсолютное большинство россиян убеждены, что для карьерного роста необходимо регулярно повышать свою квалификацию: 92%
С 2019 года доля сторонников этой позиции не изменилась (2019 год — 93%).
Непрерывное получение знаний — рецепт не только карьерного роста, но и жизненного успеха: 86% россиян считают, что упорный труд и постоянное обучение важнее врожденного таланта, важность которого отмечают только 8% опрошенных граждан.
За последние 15 лет дополнительное профессиональное образование стало более востребовано среди россиян: доля имеющих опыт профессиональной переподготовки после завершения основного образования выросла за этот период с 41 до 49%
Более четверти опрошенных проходили курсы повышения квалификации один-два раза — 28%, каждый пятый — более трех раз — 21% (2008 год — 15%).
Основной вклад в прирост показателя внесли те, кто имеет многократный опыт профессиональной переподготовки. Ни разу не обновлял профессиональные знания после завершения основного образования каждый второй опрошенный — 50% (2008 год — 55%).
Источник: ВЦИОМ // Обучение длиною в жизньПринятые государством меры по развитию школьного и среднего образования являются ответом на сущностные изменения внутренней среды, в первую очередь вектора развития российской экономики как независимого и самодостаточного направления, обозначившего потребность в новом восприятии образовательного процесса, заключающегося в воспитании нового поколения в духе инженерного мышления и в поиске талантливых, проявляющих интерес к учебе и заинтересованных в карьерном росте юношей и девушек.
Технологическое первенство, создание новых конкурентоспособных разработок, построение передовой образовательной системы — все это масштабные цели, первые шаги к достижению которых совершены уже в этом году.
Выход страны из Болонской системы образования был необходимым шагом на пути формирования новой системы высшего образования, которая должна обеспечивать кадрами нового времени экономику Российской Федерации.
12 мая 2023 года в целях содействия совершенствованию системы высшего образования, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы Президентом России был подписан Указ о пилотном проекте реализации национальной системы высшего образования160. Пилотный проект предусматривает установление двух уровней высшего образования — базового и специализированного, а также одного уровня профессионального образования — аспирантуры. На уровне специализированного высшего образования будут выполняться программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.
Университеты — участники пилотного проекта разрабатывают и утверждают образовательные стандарты всех перечисленных уровней образования, самостоятельно определяя в рамках заданных значений сроки освоения программ с учетом направлений подготовки, специальности, квалификации и той отрасли экономики или социальной сферы, для которой готовятся кадры.
Участники пилотного проекта начиная с 2024 года каждые полгода будут представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе его реализации, включающий и предложения по его корректировке.
Пилотный проект продлится до 2026 года, он реализуется на базе 6 университетов161:
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);
Национальный исследовательский технологический университет МИСИС;
Московский педагогический государственный университет;
Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II;
Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Всего будет создано 179 программ базового высшего образования и 103 программы специализированного высшего образования162.
С 1 сентября 2025 года новая национальная система высшего образования будет внедрена во всех вузах России. К этому времени будет создан макет новой системы и утверждены новые образовательные стандарты163.
Помимо реализации данного пилотного проекта происходят трансформация и поиск новой «гибкой» образовательной модели. Одним из ее проявлений является развитие модели «сетевого образования»164. Эта форма обучения была успешно апробирована и по поручению Президента России расширена165. Суть этой системы заключается в том, что обучающийся получает образование на базе нескольких организаций, в случае с высшим образованием — на базе двух университетов, а также взаимодействует с региональными работодателями.
Этот механизм подготовки кадров сегодня востребован среди абитуриентов и поддерживается региональными властями. Благодаря межрегиональному сотрудничеству между организациями высшего образования региональные промышленные предприятия могут получать необходимые для работы кадры, а молодежь не покидает регион в целях получения специализированного образования.
С 1 сентября 2021 года такие программы реализуются в 9 университетах и 1 колледже166
В 2022 году реализовывалось еще 16 образовательных программ167
Только на базе МИФИ в 2023 году реализуется 6 сетевых программ совместно с предприятиями-партнерами168
Успешно продолжается реализация программ, направленных на совершенствование учебных заведений. Привлекательность вузов удается повысить в том числе благодаря реализации самой масштабной в истории современной России государственной программе поддержки университетов «Приоритет 2030».
В рамках программы «Приоритет 2030» на 2022 год организации высшего образования — участники (132 университета из 54 регионов страны) показали следующие результаты:
успешно выполнили свыше 6 тыс. научно-технических, творческих и социальных проектов;
создали и обновили более 1 тыс. образовательных программ;
создали и модернизировали более 500 лабораторий;
создали более 450 консорциумов с научными организациями;
реализовали НИОКР на сумму свыше 100 млрд рублей;
создали более 8,7 тыс. результатов интеллектуальной собственности, защищенных патентами и свидетельствами Российской Федерации.
Программа охватывает более 60% региональных вузов
На территории этих регионов проживает более 80% всего населения страны169.
Цель программы «Приоритет 2030» — к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
В рамках реализации программы «Приоритет 2030» и федерального проекта «Передовые инженерные школы» создаются образовательные пространства для комплексной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с применением персонифицированного и практикоориентированного подходов в интересах регионов и страны в целом.
Сегодня университеты становятся не только местом получения образования, но и площадкой для научной экспертизы и диалога с бизнесом.
Развитие университетских кампусов осуществляется в рамках программы «Наука и университеты», в ходе реализации которой были сформированы научно-образовательные центры (НОЦ)170 мирового уровня и научные центры мирового уровня (НЦМУ)171 продолжающие реализацию программ развития, призванных обеспечить технологический суверенитет и технологическое лидерство страны путем повышения эффективности взаимодействия научных и образовательных организаций с реальным сектором экономики.
В августе 2023 года на площадке форума «Сообщество» в Самаре в рамках круглого стола «НОЦ мирового уровня — интеграция науки, образования, производства и общества» было показано, что благодаря эффективной коллаборации региональных властей и образовательно-научно-производственных объединений участников, НОЦ мирового уровня сумели включиться в развитие высокотехнологичных производств и их кадровое обеспечение как площадки вовлечения в обеспечение роста внутреннего регионального продукта, во многих случаях выходя на продуктивное межрегиональное взаимодействие172. Следующим шагом в их развитии может стать формирование комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла различных типов, проектов технологического суверенитета, в которых сложившиеся в НОЦ и НЦМУ консорциумы могут взять на себя функции головных организаций — координаторов соответствующих программ.
Позиции, широко обсуждаемые на дискуссионных площадках (форумах, проектных сессиях, конференциях), посвященных деятельности НОЦ мирового уровня и смежным вопросам, раскрывают основные направления усилий, направленных на развитие высшего образования и науки в России.
Сегодня это:
При активном участии комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты в настоящий момент продолжается работа по формированию комплексных и входящих в их состав научно-технических задач, для решения которых будут разрабатываться и реализовываться такие программы.
В настоящее время действуют 15 научно-образовательных центров мирового уровня, объединяющих ~ 600 различных участников в 36 регионах страны.
Среди участников НОЦ — 145 вузов, 140 научных организаций, 319 организаций реального сектора экономики.
С января по декабрь 2022 года получены 1963 патента на изобретения, подготовлены более 18 тыс. научных статей.
Более 550 технологий разработаны и переданы для внедрения в производство в организациях, действующих в реальном секторе экономики.
Создано 4578 новых высокотехнологических рабочих мест, 6,5 тыс. человек завершили обучение в центрах развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий в интересах развития регионов.
В ближайшей перспективе предстоит синхронизировать данные меры государственной научно-технической политики с планом мероприятий Концепции научно-технологического развития. Эта работа также ведется при активном участии Общественной палаты. Уже состоялись заседания Координационного совета по национальным проектам и народосбережению, экспертные дискуссии, результатом которых стали конкретные предложения и рекомендации по повышению эффективности государственной научно-технической политики. Например, было подготовлено развернутое предложение о разработке и реализации пакета пилотных научно-технических программ в сфере микроэлектроники в целях обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности отечественной элементной базой.
Предыдущие десятилетия прошли под знаменем глобализации, которая обернулась угрозой культуре, самосознанию и идентичности тех стран, в которых преобладают традиционные ценности, в числе которых оказалась и Россия. Активно применяющимся методом борьбы с нашей страной становятся фейки, распространяемые в социальных сетях и используемые для дестабилизации внутренней ситуации.
Продолжающееся в настоящее время негативное воздействие на информационный суверенитет Российской Федерации сформировало в обществе запрос на появление достоверных источников информации. Российское гражданское общество при поддержке государства создает инструменты, которые позволяют очищать информационное пространство и формировать собственную повестку.
Для борьбы с массовым распространением фейков АНО «Диалог» реализует проект «Лапша Медиа»173. В рамках проекта осуществляется сбор непроверенной информации, ее перепроверка с использованием официальных документов, научных исследований, первоисточников, а также при помощи экспертов в различных областях. При этом услуги фактчекинга на сайте проекта открыты для всех.
По данным АНО «Диалог», в январе — октябре 2023 года зафиксировано более 3,3 тыс. уникальных тем фейковых сообщений.
По прогнозам экспертов, к концу года ожидается планомерный рост их количества до 4 тысяч с 12,5 млн копий фейковой информации.
Топ-5 фейков 2023 года набрали более 600 млн просмотров — это более 393 тыс. постов и более 15 млн реакций174.
Эксперты Общественной палаты на протяжении последних лет неоднократно поднимали и обсуждали тему наводнения социальных сетей деструктивным контентом, отмечая, что России необходимо создать свой «информационный щит», который будет защищать отечественный цифровой суверенитет.
Для достижения этой цели в 2023 году по инициативе Общественной палаты был запущен проект «Хорошие новости». Основная идея проекта — распространение в Интернете позитивной и верифицированной информации о достижениях России в самых разных сферах: науке, образовании, экономике, промышленности, здравоохранении, спорте, культуре и искусстве, цифровых технологиях, добровольчестве и т. д.
Идея проекта родилась на одном из форумов «Сообщество» в 2023 году, а его разработка проходила при широком общественном участии.
Благодаря проекту «Хорошие новости» было создано сообщество единомышленников, которое сегодня последовательно расширяется. У пользователей есть возможность выбирать интересующие их темы, по которым они хотят получать верифицированные новости, самим создавать позитивный контент, посещая события, которые освещаются в приложении, делиться интересным контентом с друзьями и единомышленниками.
В рамках итогового форума «Сообщество» в Москве в ноябре 2023 года состоялась широкая общественная дискуссия, на которой были озвучены идеи и предложения по дальнейшему совершенствованию приложения175.
Уже в ближайшие месяцы по предложениям пользователей планируется запуск веб-версии мобильного приложения «Хорошие новости», открытие онлайн-магазина обмена баллов на различные поощрения, запуск информационного конкурса про региональных героев труда и проведение офлайн-мероприятий в регионах с самыми активными участниками проекта по продвижению позитивной повестки о достижениях России.
Приложение «Хорошие новости» запущено в сентябре 2023 года.
Целевая аудитория мобильного приложения — россияне, которые хотят получать проверенную на достоверность информацию о событиях, происходящих в стране в различных сферах.
Социологические исследования, проведенные перед запуском проекта, показывали высокий запрос аудитории разных возрастов на позитивный и интересный контент о развитии промышленности, науки, успехах нашей страны в других сферах: 44% граждан России против 32,4% видят в Сети в основном негативные новости 48,6% опрошенных против 27,5% уверены, что позитивного контента о России в интернет-пространстве недостаточно
Результаты работы приложения «Хорошие новости» за первый месяц: более 17 тыс. пользователей зарегистрировались в приложении свыше 450 хороших новостей опубликованы более 50 тыс. действий с позитивным контентом выполнили пользователи приложения
Наравне с суверенизацией информационного пространства и технологий значимой сегодня является и суверенизация сферы интеллектуального производства — видов экономической деятельности, в основе которых лежат взаимосвязи между творчеством, культурой и технологиями.
В последние годы креативные индустрии привлекают повышенное внимание экспертов, ученых, общественных и политических деятелей. Все они едины в оценке: креативные индустрии сегодня являются перспективным и быстрорастущим сегментом экономики, индустрией, не только генерирующей значительные объемы ВВП, но и создающей рабочие места для наиболее активных граждан нашей страны, занятых в уникальных профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью.
Сегодня множество проектов в сфере креативных индустрий создаются амбициозными и творческими представителями молодого поколения. Популяризация данной сферы деятельности среди молодежной аудитории стала, в том числе результатом поддержки государством креативного сектора. В 2022 году Правительством был утвержден и принят к реализации план мероприятий по развитию творческих индустрий, ставший инструментом практической реализации ранее принятой Концепции их развития.
Еще в конце 2020 года по результатам количественного исследования влияния креативных индустрий на экономику России Центр городских компетенций АСИ отмечал176, что совокупный вклад креативных индустрий только региональных центров в экономику РФ составляет не менее 4,19%.
В 2022 году, по оценке АСИ, вклад креативных индустрий в ВВП России составил 4,87% с общим объемом выручки 12,6 трлн рублей177
Согласно утвержденной в 2021 году Правительством России Концепции развития креативных индустрий до 6% планируется увеличить долю творческих отраслей в экономике нашей страны к 2030 году178
Москва занимает лидирующие позиции в креативной экономике страны: более 100 тыс. креативных предпринимателей — примерно четверть от общего числа предпринимателей отрасли в стране — работают в столице России179.
Вовлечение в креативную деятельность осуществляется через различные конкурсы, фестивали, чемпионаты, многочисленные тематические мероприятия. Так, с 13 августа по 8 сентября в онлайн-формате проводился первый кейс-чемпионат креативных идей «Создатели» от Национальной Медиа Группы. Участниками чемпионата стали 1200 студентов, представителей самых разных специальностей, от гуманитариев до инженеров из 75 вузов 81 региона России. Победители чемпионата получили денежные сертификаты и поддержку экспертов в реализации собственных проектов.
Существует множество примеров развития креативных индустрий и на региональном уровне. По итогам Российской национальной премии в сфере креативных индустрий (Russian Creative Award) в декабре 2022 года самым креативным регионом страны была признана Республика Саха (Якутия), реализовавшая уникальную модель развития творческих индустрий в регионе.
В рамках форума «Сообщество» в Якутске в августе 2023 года прошел круглый стол «Креативные индустрии: вектор развития экономики», по итогам которого эксперты и участники мероприятия, анализируя опыт Республики Саха (Якутия), отметили ряд важных аспектов, способствующих успешному развитию креативных индустрий в регионе.
Для поддержки и продвижения индустрии народно-художественных промыслов создана Ассоциация предпринимателей Республики Саха (Якутия) «Сделано в Якутии».
На Якутию приходится почти 90% ИТ-экспорта в Дальневосточном федеральном округе.
По инициативе Республики и на базе государственной национальной кинокомпании «Сахафильм» была создана собственная Кинокомиссия ДФО, призванная стимулировать развитие киноиндустрии в макрорегионе.
Значительную грантовую поддержку креативному сектору оказывает Президентский фонд культурных инициатив, созданный указом Президента России и выделенный Фондом президентских грантов в отдельную структуру, специализирующуюся на поддержке проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий.
По итогам первого180 и второго181 конкурсов 2023 года Президентский фонд культурных инициатив поддержал 1952 проекта на сумму более 7,9 млрд рублей
По итогам специального конкурса 2023 года на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий грантовую поддержку получили 303 инициативы из 73 регионов России.
180 проектов-победителей в завершившемся конкурсе были представлены от НКО (59,41%). Общая утвержденная сумма грантовой поддержки — более 1,6 млрд рублей182.
Активно развивается и инфраструктура подготовки кадров для сферы креативных индустрий: создаются школы и колледжи креативных индустрий, в творческих вузах — центры прототипирования183.
Созданию устойчивой системы развития и поддержки молодых кадров в рамках реализации национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» и повышению качества творческих продуктов содействует Национальный открытый чемпионат творческих компетенций «АртМастерс».
70 ведущих экспертов, лидеров креативных индустрий входит в состав экспертного совета.
30 компетенций в двух возрастных группах — «основная» и «юниоры». Для каждой компетенции создана своя экспертная группа признанных специалистов творческих индустрий.
Более 64 тыс. молодых специалистов креативных индустрий от 14 до 35 лет, представителей регионов России и стран зарубежья приняли участие в четырех сезонах чемпионата.
На участие в чемпионате «АртМастерс» сезона 2023 года было подано: более 21 тыс. заявок от участников из 40 стран мира
5488 заявок в группе «юниоры» и 15 630 заявок в «основной группе»185 23,750 млн рублей призовой фонд чемпионата
По итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» в августе 2023 года Президент России распорядился обеспечить внесение в российское законодательство изменений, предусматривающих определение понятий «креативная экономика» и «творческие (креативные) индустрии», а также поручил Правительству Российской Федерации совместно с автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» обеспечить актуализацию Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации186.
2 ноября 2023 года на итоговом форуме «Сообщество» в Москве состоялись Общественные слушания ранее внесенного в Государственную Думу проекта федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации»187. Давно ожидаемый законопроект удовлетворил представителей креативных индустрий и был поддержан экспертами Общественной палаты и представителями профильных ФОИВов188.
В ходе встречи Президента России с членами Общественной палаты на площадке итогового форума «Сообщество» 3 ноября 2023 года Владимир Путин поддержал просьбу председателя Комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты Натальи Кравченко о приоритетном рассмотрении законопроекта, подчеркнув важность креативных индустрий для развития страны и отметив, что органы власти и дальше будут делать все необходимое для их развития189.