Введение

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — ОСНОВА РАЗВИТИЯ РОССИИ

Сегодня наша страна, как и все мировое сообщество, вошла в эпоху кардинальных перемен и важнейших исторических событий, необратимо меняющих базовые основы сложившегося после Второй мировой войны миропорядка.

В этом году мы все воочию наблюдали, как глобальная турбулентность затрагивает все больше и больше стран, набирая свои обороты, приводит к слому устоявшихся связей и способов взаимодействия между государствами, нарастанию неопределенности и ужесточению геополитической конфронтации.

Кардинальное изменение внешнеполитической ситуации поставило на повестку дня реализацию новых подходов к стратегическому планированию, что повлекло за собой пересмотр ряда ключевых нормативных правовых актов, влияющих на развитие страны, задающих горизонты планирования при реализации внешней и внутренней государственной политики, документов, формирующих образ коллективного будущего России.

Реализация этих фундаментальных изменений началась с Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года. Подчеркнув необходимость решения масштабных социальных, экономических и технологических задач, которые стоят перед нашей страной, он отметил, что сегодня в нашем обществе четко обозначился запрос на перемены.

Президент России предложил посредством общероссийского голосования внести ряд поправок в Основной закон страны — Конституцию Российской Федерации, направленных на дальнейшее развитие страны. Активное участие гражданского общества в подготовке, обсуждении поправок к Конституции и последующем общероссийском голосовании стало залогом общенационального консенсуса вокруг обновленного Основного закона страны.

Складывающаяся в 2022–2023 годах внешнеполитическая ситуация потребовала от государства пересмотра и переоценки ключевого документа, не только определяющего внешнюю политику, но и фиксирующего изменения в системе глобальных приоритетов в развития страны. 31 марта 2023 года этот важнейший поворот, представляющий собой фактически цивилизационный выбор страны, был зафиксирован в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента России. Новая концепция внешней политики закрепила на доктринальном уровне определение России как «самобытного государства-цивилизации»1.

Впервые идея государства-цивилизации как особой многонациональной общности, скрепленной общей исторической судьбой, на высоком политическом уровне прозвучала в послании Президента России Федеральному Собранию в 2012 году2. Включение термина «государство-цивилизация» в стратегический документ, определяющий ключевые векторы, направления и задачи внешнеполитической деятельности, показывает, что Россия сегодня, декларируя свою самодостаточность и суверенитет, входит в новый этап своей многовековой истории, ускоренными темпами осуществляя поиск собственного уникального пути существования и выстраивая с учетом во многом неустранимых объективных факторов и трудностей новую стратегию своего развития.

Принятие поправок к Конституции Российской Федерации заложило правовую основу для дальнейших изменений более 50 ключевых документов стратегического планирования, учитывающих все те новые вызовы и задачи, с которыми столкнулась наша страна за прошедшие три года.

Среди них:

  • «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400);
  • «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2021 № 3052-р);
  • «Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 года № 2613-р);
  • «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» (Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 633);
  • «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации» (Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 года № 512);
  • «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809);
  • «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 4355-р);
  • «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» (Указ Президента РФ от 17 мая 2023 года № 358).

События последних лет в сфере развития гражданского общества нашей страны, в которых непосредственно участвует и Общественная палата как один из ключевых его институтов, убедительно показывают, что сегодня наше государство-цивилизация находится в ситуации, когда гражданское общество становится не менее значимо, чем само государство.

Ярким примером этого является совместная работа общества и государства по интеграции новых регионов в единое экономическое, правовое, образовательное и культурное пространство.

 

Во всех знаковых и важных законопроектах, принятых за последние годы, красной линией проходит задача по укреплению и сохранению российских традиционных духовно-нравственных ценностей.

Время, в котором мы все живем, непрерывно ставит перед государством новые вызовы, для ответа на которые понадобится объединение всех сил, всех ресурсов — социальных, общественных, интеллектуальных, экспертных.

В преодолении этих исторических вызовов в ближайшей перспективе гражданское общество как основа цивилизационного суверенитета страны, безусловно, сможет сыграть свою определяющую роль.