Эффективная реализация положений концепции в области устойчивого развития231 призвана обеспечить баланс между наращиванием экономического роста государства и решением вопросов в области социальной защиты, здравоохранения, образования и охраны окружающей среды не только в целях удовлетворения актуальных потребностей современного общества, но и в интересах будущих поколений граждан России.
Какие из следующих направлений кажутся вам наиболее значимыми в рамках проектов и программ целей устойчивого развития (ESG) в вашем регионе? Выберите три варианта (закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)
В последние годы мировая климатическая повестка все чаще превращается в инструмент достижения геополитических и экономических целей, нежели является реальным ответом на проблемы глобального потепления232. В сложившихся условиях важно не допустить навязывания неприемлемых для России способов решения экологических проблем, что возможно при достижении нашей страной лидирующих позиций в мировой климатической повестке и вопросах углеродной нейтральности233.
Россия в 2023 году продолжила последовательное движение в направлении к устойчивому развитию и переходу к низкоуглеродной экономике в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Президентом Российской Федерации.
В октябре 2023 года была утверждена новая редакция Климатической доктрины Российской Федерации. В ней впервые была задекларирована цель достижения углеродной нейтральности к 2060 году234. Среди принципов климатической политики России в обновленном документе также обозначены «сбалансированность действий для достижения устойчивого развития» и «технологическая нейтральность».
Кроме этого, в 2023 году утверждена новая комплексная программа повышения энергетической эффективности российской экономики до 2035 года235, направленная не только на достижение цели по обеспечению углеродной нейтральности к 2060 году236, но и на развитие технологий утилизации и поглощения накопленных парниковых газов. Реализация указанной программы напрямую связана с повышением качества жизни граждан237, в том числе за счет снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха.
66 регионов России* утвердили планы по адаптации к изменениям климата238.
в 9 субъектах — региональные планы адаптации находятся на стадии разработки или согласования.
* По состоянию на декабрь 2023 года.
Серьезных успехов в снижении уровня загрязнения воздуха в регионах Российской Федерации удалось добиться благодаря реализации федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология».
Несмотря на положительные результаты реализации проекта, по-прежнему имеют место случаи нарушения отдельными организациями требований в области охраны атмосферного воздуха. В связи с этим особую актуальность и значимость приобретает законопроект239, разработанный во исполнение поручения Президента Российской Федерации240, положения которого предусматривают административную ответственность за недостижение установленных квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Федеральный проект «Чистый воздух»241 реализуется с 2019 года в 12 крупных промышленных центрах по всей стране.
К концу 2022 года по сравнению с уровнем 2017 года выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились на 11% вместо запланированных 8%.
С 1 сентября 2023 года к федеральному проекту «Чистый воздух» подключились еще 29 новых городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения242.
Публичное обсуждение законопроекта состоялось на площадке Общественной палаты в феврале 2023 года. Участники общественной экспертизы высказали поддержку положениям законопроекта, а также внесли ряд предложений по его доработке в части изменения подхода к расчету размера оборотного штрафа и его дифференциации в зависимости от характера совершенного правонарушения и его последствий. Впоследствии ряд предложений Общественной палаты были учтены Минприроды России, а законопроект одобрен Правительственной комиссией по законопроектной деятельности243.
Выстраивая долгосрочные планы достижения углеродной нейтральности, важно объективно учитывать углеродный след разных видов генерации244. В дискуссиях о переходе на экологически чистую энергию часто упоминаются солнечные фермы и ветропарки, при этом углеродный след солнечной энергетики, согласно данным исследований, в четыре раза выше атомной, след от генерации которой практически равен нулю.
Атомная энергетика — один из самых экологически чистых (низкоуглеродных), экономически эффективных и компактных источников энергии, который можно эксплуатировать на изолированных и труднодоступных территориях для решения задач по обеспечению электроэнергией не только населенных пунктов, но и промышленных предприятий по добыче и эксплуатации природных ресурсов245.
На атомную энергетику в России приходится 20% от всего объема выработки электроэнергии в стране246.
Ход реализации пилотного проекта наземной атомной станции на базе реакторной установки РИТМ-200Н в Республике Саха (Якутия), а также безопасность и потенциал атомных станций малой мощности (АСММ) для развития труднодоступных территорий Российской Федерации являлись предметом обсуждения экспертов Общественной палаты247 в рамках круглых столов, состоявшихся в мае 2023 года на площадке Общественной палаты и в августе 2023 года в рамках форума «Сообщество» в Якутске248.
Внимание общественности к этой теме важно, поскольку в настоящее время осуществляются работы по созданию в Республике Саха (Якутия) полностью безуглеродного Кючусского кластера месторождений твердых полезных ископаемых с использованием электроэнергии от мощностей АСММ249. Предполагается, что сооруженная в районе поселка Усть-Куйга Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) АСММ позволит начать разработку крупнейших месторождений золота, олова, редкоземельных металлов в Янском бассейне.
В складывающейся геополитической обстановке немаловажную роль играет оценка рисков новых условий мировой климатической политики, без которой значимые нормотворческие инициативы могут вызывать сопротивление как со стороны российского бизнеса, так и со стороны общественности.
Отсутствие объективного восприятия климатической повестки обществом и ее отождествление с вопросами защиты окружающей среды зачастую приводит к «раздуванию» международными экологическими организациями инициатив, направленных на решение локальных экологических задач, до масштабов глобальной катастрофы, в то время как вопросы развития страны и благополучия граждан остаются вне поле зрения общества.
Объективной оценке происходящих изменений в мировой климатической повестке и адекватному восприятию их обществом способствует обеспечение прозрачности деятельности хозяйственных субъектов и раскрытие ими информации о ее влиянии на окружающую среду и другие аспекты жизни граждан. В данных обстоятельствах на первый план выходят вопросы развития внутренних методик и стандартов раскрытия нефинансовой отчетности.
В феврале 2023 года на площадке Общественной палаты состоялось обсуждение доклада Центрального банка России «Модельная методология ESG-рейтингов»250, в ходе которого эксперты оценили текущее состояние рынка ESG-рейтингов, его проблемы и способы их решения251.
Согласно данным IPCC252, выбросы СО2 на производство 1 кВтч электрической энергии атомной станции составляют ~ 12 грамм на киловатт-час,
Сравнительно, выбросы СО2 на производство 1 кВтч электрической энергии иных источников генерации составляют:
газовой электростанции (грамм на киловатт-час)
угольной электростанции (грамм на киловатт-час)
гидроэлектростанции (грамм на киловатт-час)
наземной ветряной электростанции (грамм на киловатт-час)
солнечной электростанции на фотоэлектрических элементах (грамм на киловатт-час)
Актуальные проблемы раскрытия предприятиями реального сектора экономики информации о воздействии на окружающую среду и иной информации нефинансового характера также стали предметом обсуждения экспертов в ходе круглого стола «Прозрачность и отчетность бизнеса — фундамент экологической безопасности страны».
Важным практическим результатом обсуждаемых вопросов в 2023 году стало публичное заверение на площадке Общественной палаты отчетов об устойчивом развитии за 2022 год компаний «Лента»253 и «Северсталь»254.
Взятый Российской Федерацией курс на достижение Целей устойчивого развития255 диктует потребность в подготовке квалифицированных специалистов, ориентированных на успешную реализацию принципов устойчивого развития и ответственного корпоративного управления (ESG), в том числе посредством развития системы экологического образования и просвещения, повышения квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности256. На развитие экологического просвещения и, как следствие, экологической осознанности в нашей стране сегодня направлены значимые усилия государства и гражданского общества.
В ноябре 2022 года Президент России утвердил перечень поручений по итогам встречи с участниками молодежного экологического форума «Экосистема. Заповедный край»257. Ряд из них касались и экологического просвещения. Планомерная реализация данных поручений продолжилась в 2023 году.
В июне 2023 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса, посвященного теме экологии.
52% респондентов ответили, что за последний год они лично или члены их семьи предпринимали меры, направленные на снижение остроты экологических проблем, сообщили об обратном 41%. В сравнении с 2021 годом (58%) экологическая активность россиян несколько снизилась.
Вовлеченность в экологические практики
18–24-летние 47%
25–34-летние 60%
35–44-летние 61%
45–59-летние 53%
По степени вовлеченности в экологические практики 18–24-летние проигрывают более старшим поколениям. Ниже всего экологическая активность проявляется у граждан 60 лет и старше (41%).
Экологическая осознанность наиболее массово проявляется у россиян после 25 лет, а после 60 лет снижается.
Источник: ВЦИОМ // Экоактивизм: вовлеченность, мотивация, потенциалВ мае 2023 года в России при поддержке Главы государства было создано Всероссийское экологическое общественное движение «Экосистема» призванное формировать у молодежи экологическое мышление через любовь к Родине и ответственное отношение к природе258.
С 3 по 12 июня 2023 года движение «Экосистема» организовало и провело серию экологических мероприятий «Марафон зеленых дел» во всех 89 регионах России259:
в очном формате марафон поддержали не менее 150 тыс. человек
сотни тысяч жителей по всей стране подключились к различным онлайн-активностям по экологической тематике;
всего в рамках марафона прошло более 1500 мероприятий
Экологическому просвещению молодого поколения способствовало проведение в августе 2023 года Всероссийского молодежного экологического форума «Экосистема». Главной целью и миссией форума стало формирование и консолидация молодежных предложений в сфере экологии для дальнейшего их внедрения в общероссийскую практику.
К исполнению поручений Президента России приступило и Российское движение детей и молодежи «Движение Первых», запустившее Всероссийский проект «На связи с природой»260. В рамках проекта планируется привлечение детей и молодежи к созданию экологических отрядов в образовательных организациях и проведение мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки.
более 5 тыс. экологических отрядов до конца года планируют создать представители «Движения Первых» по всей России свыше 100 тыс. школьников и студентов будет привлечено к деятельности в области экологии262.
На развитие экологической культуры населения страны направлен проект «Экософия» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Цель проекта — создание условий для самореализации людей, которые ведут экологичный образ жизни, увлеченных разумным потреблением и готовых стать лидерами общественного мнения в области экологической культуры, а также для специалистов в области экологии и устойчивого развития.
~ 93 тыс. человек приняли участие в первом сезоне проекта «Экософия», прошедшем с 6 июня 2022 года по 31 августа 2023 года.
140 человек вышли в финал
29 июля 2023 года в рамках гранд-финала в Нижнем Новгороде были определены 22 призера и 15 ЭкоЛидеров — активных людей, продвигающих своим примером экологичный образ жизни, готовых стать лидерами в области изменения культуры потребительского поведения и создания полезных экологических привычек и навыков у жителей России263.
Различные вопросы экологического просвещения активно обсуждались на площадке Общественной палаты в 2023 году. Эксперты делились своими предложениями по развитию данного направления деятельности в стране, консолидировали позиции и направляли инициативы для рассмотрения в профильные министерства и ведомства.
По итогам одного из таких обсуждений на тему «Экологическая культура: в чем общественная выгода?» эксперты выделили существующие барьеры и пути их преодоления для решения задачи по построению системы непрерывного экологического образования и просвещения в России264.
Существенными барьерами, препятствующими формированию экологической культуры, развитию эффективной системы экологического образования и просвещения, по-прежнему являются:
Устранение указанных барьеров видится в реализации следующих мероприятий:
Привлекательность города или населенного пункта зависит в первую очередь от того, насколько благоприятны в нем условия для жизни граждан. В связи с этим особое значение приобретает задача по формированию комфортной и доступной среды, определяющей, в свою очередь, социально-экономический уровень развития и степень гражданской активности не только в самих населенных пунктах, но и в регионе в целом.
Ключевым условием формирования комфортной городской среды является непосредственное участие граждан в процессе благоустройства. Практика голосований, в ходе которых жители городов могут выбрать конкретные территории для реализации проектов по благоустройству, показывает, что горожане, становясь активными участниками преобразований, осознают свою значимость и роль в решении вопросов территориального развития и создания благоприятной среды вокруг себя.
Вопросами создания комфортной городской среды и вовлечения в этот процесс жителей территорий традиционно занимается и Общественная палата. Приведенная тематика неоднократно становилась предметом обсуждений в рамках региональных форумов «Сообщество»265.
Особое внимание со стороны экспертов Общественной палаты уделяется вопросам обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения, в том числе повышению доступности процедуры голосования и соблюдения избирательных прав граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Первое всероссийское голосование по вопросам благоустройства состоялось
в 2021 году.
За 3 года число участников голосований увеличилось на 4,5 млн человек —
до 14,2 млн266
Вовлечение граждан в вопросы городского развития стало ключевым условием реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда»267. Цель проекта — к 2030 году улучшить качество городской среды в 1,5 раза, а также увеличить долю российских городов с благоприятной средой до 80%268.
По итогам общественного наблюдения за голосованием в ходе проведения единого дня голосования в 2023 году эксперты Общественной палаты в целом отметили улучшения в части доступности помещений для голосования для людей с ограниченными физическими возможностями, выделив ряд вопросов, требующих решения, в числе которых отсутствие пандусов и лифтов на отдельных избирательных участках, что создает дополнительные сложности для реализации избирательных прав маломобильными гражданами269.
В России уже несколько лет реализуется государственная программа «Доступная среда», ключевой целью которой является решение проблем доступности для людей с инвалидностью.
В 2023 году на реализацию программы «Доступная среда» предусмотрено почти 70 млрд рублей, в том числе субсидирование из федерального бюджета деятельности общероссийских объединений инвалидов270.
Строительство жилья в городах в настоящее время сопровождается и созданием инфраструктуры для детей, в том числе детских площадок. Рост числа случаев травмирования детей на таких объектах сегодня вызывает обеспокоенность со стороны государства и общества271.
По оценкам экспертов Общероссийского народного фронта, ежегодно происходят сотни несчастных случаев на детских площадках.
Более 70% объектов детской инфраструктуры, построенных с 2018 по 2021 год в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», в настоящее время требуют капитального ремонта272.
Для решения сложившейся проблемы в январе 2023 года по итогам мероприятия на тему «Безопасность на детских площадках: игровые площадки как часть городской среды» в Общественной палате при участии экспертного сообщества был сформирован ряд рекомендаций, реализация которых позволит обеспечить безопасность пребывания детей на детских площадках. Документ был направлен в профильные министерства и ведомства на рассмотрение273.
Предложения Общественной палаты по обеспечению безопасности детей на детских площадках (дано в сокращенном виде):
Немаловажным аспектом в организации комфортной среды выступает транспортная сеть города. Развитый общественный транспорт, удобные и понятные для горожан маршруты его движения являются необходимым условием развития любого российского региона, способствуют поддержанию высокого качества жизни граждан и обеспечению их безопасности.
Общественный транспорт регионов обновляется за счет средств федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги». В 2023 году 383 единицы нового подвижного состава поступили в 13 городских агломераций274.
Развитию транспортной инфраструктуры способствует программа инфраструктурных бюджетных кредитов. В рамках данной программы с 2022 года регионы уже получили 1134 единицы общественного транспорта275.
Для формирования в регионах комфортной транспортной сети в 2023 году заработала программа льготного лизинга автобусов через ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
44 млрд рублей из средств ФНБ и 29 млрд рублей из внебюджетных источников — на эти деньги в 2023–2024 годах закупят 4130 транспортных средств276
Общественная палата, со своей стороны, в 2023 году продолжила осуществлять общественный контроль транспортной инфраструктуры в регионах в ходе региональных форумов «Сообщество». Результатом таких проверок является выработка рекомендации органам государственной власти по улучшению условий работы транспортной системы с учетом отобранного позитивного опыта разных регионов России277.1, 277.2.
Наличие комфортных условий проживания и развитость инфраструктуры играет определяющую роль в развитии сельских поселений.
Согласно данным статистики за последние 10 лет в России сокращается как число сельских жителей, так и количество поселений. На эти процессы влияет множество факторов: снижение рождаемости, высокая смертность и более низкая продолжительность жизни по сравнению с городскими поселениями, но больше всего — дисбаланс между уровнем жизни на городских и сельских территориях, который является одной из основных причин миграции сельского населения в более благоприятные для жизни населенные пункты, главным образом городские278.
По официальным данным Росстата, в 2010 году на сельских территориях проживало 37,5 млн человек;
По состоянию на 1 января 2023 года сельское население России составляет 36,7 млн человек, 25% от всего населения Российской Федерации.
Эксперты Общественной палаты отмечают, что устранение существующих диспропорций между городскими и сельскими территориями является стратегической задачей, обусловливающей необходимость выработки новых подходов к реализации государственной политики в области развития сельских территорий. Особенно значимым решение указанной задачи видится в современных условиях, когда открываются большие возможности для развития и укрепления технологического и производственного лидерства нашей страны.
Долгосрочная программа развития сельских территорий должна строиться на основе системного социально-экономического анализа, направленного на выявление конкретных точек притяжения на сельских территориях, определения ключевых факторов и направлений их развития, а также прогнозной оценки эффективности и перспектив от реализации таких программ.
Перспективными драйверами развития сельских территорий могут стать экотуризм и развитие малых форм хозяйствования. Уникальную интерактивную карту лучших молодежных пространств на селе составили молодые активисты села, принявшие участие в неделе единых действий, трека «Точки притяжения на селе» федеральной программы «Кадры для села»279.
Ключевым направлением деятельности на сельских территориях, обеспечивающим их социально-экономическое развитие, является ведение сельского хозяйства. В условиях складывающейся геополитической обстановки эксперты Общественной палаты отмечают безусловную важность и стратегический характер устойчивого развития сельских поселений, сельского хозяйства и производства как гаранта насыщения рынка продовольственными товарами отечественных производителей, следствием которого станет обеспечение продовольственной безопасности страны.
Государство оказывает системную поддержку реализации социально значимых проектов, направленных на развитие сельских территорий. В рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» граждане, проживающие на сельских территориях, могут получить грант на поддержку местных инициатив. Возможность получения грантов предоставляют также Президентский фонд культурных инициатив, Фонд президентских грантов, Федеральное агентство по делам молодежи (Всероссийский конкурс молодежных проектов, направление «#развивай_среду»).
Осознавая важность и значимость обозначенных вопросов, многочисленные отраслевые общественные объединения и ассоциации, такие как АККОР, «Союзмолоко», «Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации», «Национальный союз агростраховщиков», «Картофельный союз» и ряд других наряду с государством оказывают поддержку в реализации социально значимых проектов, направленных на развитие сельских территорий.
Проведенный Общественной палатой во второй половине 2023 года опрос «Гражданская активность на сельских территориях» показал, что каждый второй житель села не только осведомлен о возможностях реализации собственных интересов через механизмы осуществления гражданской активности, но и вовлечен в той или иной степени в деятельность по развитию своих населенных пунктов через участие в различных социальных проектах и инициативах, направленных на его развитие. Оценивая полученные в ходе опроса результаты, эксперты Общественной палаты отмечают необходимость дальнейшего расширения вовлечения сельских жителей в решение вопросов развития территорий, на которых они проживают, что является одним из ключевых условий достижения целей создания благоприятной среды на селе.
В 2023 году стартовала программа по подготовке молодых специалистов для реализации социально значимых проектов на сельских территориях «Кадры для села»280. Программа разработана РССМ совместно с Росмолодежью, Минсельхозом России, Минобрнауки России и Минтрудом России по поручению Президента Российской Федерации и направлена на создание на селе пространства для полноценной жизни, развития и успеха молодежи.
Программа реализуется по нескольким ключевым направлениям, среди которых «Молодые предприниматели села», «Точки притяжения на селе», «Творчество на селе», «Лидеры села», «Мастерская развития сельских территорий» и др.
Мероприятиями программы будет охвачено более 15% сельских территорий, а совокупный охват аудитории превысит 2 млн человек
Формирование нового привлекательного образа сельских территорий невозможно без развития системы привлечения и трудоустройства высококвалифицированных кадров и молодых специалистов.
В июле текущего года ВЦИОМ совместно с Российским союзом сельской молодежи (РССМ) провели исследование на тему «Привлечение молодежи в сельскую местность: проблемы и перспективы», результаты которого показали, что современная российская молодежь в большинстве своем не проявляет интерес к сельской жизни (60,8%) и не готова переезжать на постоянное место жительства в сельскую местность.
Привлечение молодых людей к переезду и закреплению их на сельских территориях сегодня требует консолидированных усилий органов власти всех уровней, бизнеса, некоммерческого сектора и институтов гражданского общества, включающих выработку и реализацию как коммуникационных мероприятий, так и мероприятий, направленных на позитивные изменения качества жизни в сельской местности.
(Множественный выбор, любое количество ответов, в % от опрошенных горожан, считающих, что в сельской местности есть перспективы для профессионального развития и карьерного роста)
30,9% наличие государственных программ, направленных на развитие профессиональной карьеры в сельской
23,6% возможность удаленной работы
30,9% низкая конкуренция на рынке труда
18,5% стабильные рабочие места
30,6% возможность работы в сельской администрации
18% возможность развития универсальных навыков
Источник: ВЦИОМ // Исследование «Проблемы и перспективы привлечения молодежи в сельскую местность». Проведено ФГБОУ ВО «ГУУ» совместно со ВЦИОМ в 2023 году по заказу ОМОО «РССМ» в рамках программы «Кадры для села»
(Множественный выбор, до 3 ответов, % от опрошенных горожан)
Важным шагом в этом направлении со стороны государства стало принятие в октябре 2023 года закона о расширении полномочий муниципалитетов в молодежной политике. Ранее полномочия органов местного самоуправления ограничивались организацией и проведением мероприятий для молодежи. Внесенные изменения позволяют муниципальным органам власти, в том числе сельских населенных пунктов, участвовать в реализации всех направлений молодежной политики и осуществлять мониторинг их реализации в поселении, разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи, принимать и реализовывать муниципальные программы281.
Несмотря на то, что сельские территории обладают огромным природным и ресурсным потенциалом, серьезной проблемой в области их развития по-прежнему остается уровень и качество жизни сельского населения в целом. Уже сейчас сельское население активно использует имеющиеся инструменты гражданской активности и с их помощью меняет село к лучшему. Но тренд на миграцию в города сохраняется, и для того, чтобы его переломить, необходимо не только продолжать реализацию профильных государственных программ и расширять возможные формы поддержки, но и стимулировать гражданскую активность, предоставляя жителям новые возможности участия в развитии сельских территорий, что станет залогом их дальнейшего устойчивого развития.
Россия — огромная страна, богатая разнообразными природными ресурсами и удивительными природными ландшафтами. Сохранение этого богатства для настоящих и будущих поколений является важной задачей, поскольку от состояния экосистем напрямую зависит состояние воздуха, водных объектов, качество еды, воды и, как следствие всего этого, уровень и продолжительность жизни наших граждан.
В 2023 году заповедной системе России, самой масштабной в мире, исполнилось 106 лет
С 56 до 67 увеличилось количество национальных парков в Российской Федерации с 2018 по 2022 год, а их площадь стала больше на треть — с 23,4 млн до 31,4 млн га282
Всего в России насчитывается 11 900 особо охраняемых природных территорий регионального, муниципального и федерального значения.
Вопросы сохранения уникального природного наследия страны постоянно находились в поле зрения Общественной палаты и обсуждались на ее площадке в 2023 году.
В ходе общественной экспертизы290 законопроекта эксперты отметили, что его положения не направлены на гуманизацию общества и вступают в противоречие с последовательно реализуемой на протяжении последних лет государственной политикой в области ответственного обращения с животными и поручениями Президента России в данной сфере291.1, 291.2. В народе указанный законопроект «окрестили» законопроектом об эвтаназии бездомных животных. Необходимо отметить, что при его принятии были учтены отдельные замечания и предложения, высказанные экспертами на площадке Общественной палаты в ходе его обсуждения.
Сохранение биоразнообразия водных объектов в России является не менее значимой задачей, как и сохранение экосистем суши. В послании Федеральному Собранию 2023 года Президент Российской Федерации в числе приоритетов реализации экологической политики выделил оздоровление уникальных водных объектов292.
В рамках обеспечения общественного контроля за реализацией поручений Президента России в преддверии парламентских слушаний на тему «Актуальные вопросы сохранения и восстановления водных объектов и их экосистем» на площадке Общественной палаты в рамках круглого стола на тему «Как сохранить реки России и их экосистемы» эксперты обсудили опыт реализации федеральных проектов «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал» и «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология», а также выработали предложения по решению актуальных проблем в области использования и охраны водных объектов, направленные на достижение национальных целей и стратегических задач по экологическому оздоровлению водных объектов Российской Федерации293.
В 2023 году в рамках проекта «Сохранение уникальных водных объектов» было расчищено 359,2 км русел рек площадь восстановленных водных объектов составила 17,2 тыс. га294
В ходе реализации проекта «Оздоровление Волги» в 2023 году объем отводимых в реку Волгу загрязненных сточных вод снизился на 2,2 куб. км в год. Построено и реконструировано 52 водопропускных сооружения
На защиту озера Байкал Правительство России предусмотрело в федеральном бюджете почти 22 млрд рублей, которые будут освоены в течение трех лет — с 2023 по 2025 год.
В 2023 году было принято решение объединить проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал» и «Сохранение уникальных водных объектов» в один. С 2025 года в него войдут еще восемь крупных рек, а также маленькие речки, среди которых будет весь бассейн Волги, а также Дон, Амур, Урал, Иртыш, Терек.
Проект охватит 85% населения России, которое живет в бассейнах этих водоемов295.
Международное экологическое сотрудничество играет большую роль в достижении Целей в области устойчивого развития ООН. Российская Федерация продолжает принимать активное участие в решении экологических проблем и взаимодействовать по различным вопросам в этом направлении с другими государствами. На протяжении многих лет плодотворным было партнерство России с европейскими странами и США. Однако с обострением политической ситуации многие из программ и направлений экологического сотрудничества были приостановлены296.
В сложившейся ситуации стали актуальными поиск новых форматов взаимодействия, а также расширение уже существующих международных связей в области экологии. В настоящее время Россия развивает и углубляет связи с ЕАЭС, ШОС, странами Африки и Ближнего Востока в этом направлении. В рамках сотрудничества страны обращают внимание на такие вопросы, как сохранение биоразнообразия, защита редких и исчезающих видов животных, мониторинг трансграничных особо охраняемых природных территорий и многое другое.
Поддержку государству в этом направлении оказывают и институты гражданского общества, расширяя международное сотрудничество по широкому кругу вопросов, касающихся охраны окружающей среды.
В июне 2023 года председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Елена Шаройкина возглавила российский оргкомитет Десятилетия ООН по восстановлению экосистем (2021–2030). Под эгидой Общественной палаты для проведения на территории России мероприятий в рамках десятилетия объединились представители депутатского корпуса, профильных федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных структур, в частности Российской академии наук, университетов и исследовательских институтов, а также представители частного сектора.
В 2023 году Общественной палатой Российской Федерации были предприняты шаги в сфере налаживания взаимодействия с ЮНЕСКО. Общественная палата обратилась в МИД России с просьбой пригласить на объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал» совместную миссию Центра всемирного наследия и Международного союза охраны природы. В Минприроды России, в свою очередь, было направлено письмо с просьбой подготовить и организовать визит миссии на Байкал. Минприроды России и МИД России поддержали инициативу Общественной палаты297.
Комментируя данное событие, директор офиса Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) выразил уверенность в том, что реализация этой инициативы будет способствовать углублению сотрудничества России с ФАО, Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и их представительствами в Москве, дальнейшему укреплению статуса России как ведущей мировой державы, а также внесет существенный вклад в достижение целей устойчивого развития ООН (ЦУР ООН)298.